ОБРАТНАЯ СТОРОНА "METRO" Совсем недавно в нашем городе произошло нетривиальное событие – открылся магазин мелкооптовой торговли "METRO cash-and-carry". Частные предприниматели, ставшие обладателями счастливой карточки от METRO смогли несколько уменьшить расходную часть бюджета, остальные сограждане принялись писать гневные письма, в смысле, зачем нам такие магазины для избранных и тому подобное. Практически одновременно с открытием METRO, на страницах газет и в сети Интернет стала появляться информация о том, что команда новоизбранного Луганского городского головы С.Кравченко получила бюджет города со значительными "дырами", доставшимися от прошлой власти. Эти дыры предлагается залатать при помощи одного не очень оригинального инструмента – продажи земельных участков. Для начала объявили о продаже за несколько миллионов гривень земли под уже построенный (что уж теперь поделать – факт случившийся) – ну, конечно же под магазин METRO. Причем, сказано было, что операция эта разовая, можно сказать вынужденная. Речь шла первоначально о 7, а позже – уже о 12 гектарах городской земли. Нужно сказать, что METRO расположен в очень интересном месте. Несмотря на то, что формально это территория Луганского городского совета, фактически он построен между поселком Юбилейный и собственно городом, непосредственно у трассы Луганск-Алчевск. То есть, магазин расположили в "зеленом поясе", который опоясывает Луганск, дает возможность нашему городу дышать воздухом, защищает от суховеев. Сколько должна стоить такая земля при продаже, может ли она вообще быть продана – это вопросы, на которые ответа пока нет, как нет специальной оценочной комиссии, практики продажи земли, формулы определения стоимости. Но мы не будем затрагивать такую скользкую тему, речь пойдет о другом. Мы обследовали окрестности пос. Юбилейный с целью выявления неучтенных памятников археологии. Ходили по водоразделу, балкам, лесополосам. Дошли до METRO и… В общем, грустную мы увидели картину. Начнем с того, что при постройке торгового комплекса было полностью вырублено до 500 метров прилегающих к дороге лесополос, в разных местах шириной от 10-20 метров с расположенными рядом посадками. Помните, что говорил А.Ефремов насчет пограничного рва, шириной 1 метр? О том, как этот ров нарушает баланс экологии, как страдают от него лесополосы, которые не дают распространяться пыльным бурям. Так вот, метровая пограничная траншея – игры в песочнице по сравнению с масштабом METRO. Экологи проконсультировали нас: ни в одном законе не написано, что можно дать разрешение на вырубку живого здорового дерева. Есть вариант возмещения, высадки нового взамен утраченного, но давать разрешение на рубку городской лесополосы никто не имеет права. На такой полосе росло по примерным подсчетам несколько тысяч деревьев. Те кто сталкивался с необходимостью вырубить дерево в городе знают, что это возможно, но у нас действует определенная негласная шкала компенсаций – за фруктовые деревья меньше, за долгоживущие дубы и клены больше, но в среднем за взрослое дерево диаметром больше 12 см нужно перечислить около 100 грн, и конечно же высадить новое. Столько же стоит один квадратный метр застроенного газона с травой. Умножаем, и поражаемся – просто на компенсации за вырубленную посадку у строителей METRO должно было уйти до одного миллиона гривень. Интересно, эти деньги УЖЕ перечислили в городской бюджет, или их перечислят НЕМНОГО ПОЗЖЕ? И кто из экологических служб города подписывал такой варварский проект отвода земли? Дальше больше. Торговый центр построен на этих самых 7 или 12 гектарах плодородной пахотной земли, которые ему, надо полагать, тоже уже отвели в пользование. Отвели в пользование – означает право арендатора "использовать по назначению", а вот как METRO использует эту землю хорошо видно на фотографиях. Они попросту срывают весь поверхностный слой толщиной до двух (!) метров и засыпают этой землей балки по обоим краям стройки. Землю срезают, потому что поверхность поля в этом месте плавно понижается, а строителям необходимо выдержать горизонтальность площадки. Под тракторами и экскаваторами остается только безжизненная глина. После нескольких дней на жарком луганском солнце она превращается… правильно, в целые облака пыли. И все это будет вдыхать наш многострадальный Луганск. Кто и как согласовывал уничтожение чернозема на этой площади – загадка. Странно, если у METRO есть на это разрешение, ведь постройка у них не капитальная, и когда лет через пять ажиотаж вдруг спадет, ее можно будет преспокойно разобрать на запчасти и вывезти. А вот землю вокруг уже никто не восстановит. Как городская громада позволила настолько безжалостно обращаться с землей? Высадило ли METRO на территории города 12 гектаров газонов взамен уничтоженных? Никаких памятников археологии мы, конечно, не нашли, хотя, надо сказать, что и западнее и южнее они есть. На террасах расположены поселения бронзового века, а севернее и северо-восточнее, на водоразделе – курганные могильники. А не нашли мы ничего просто потому, что искать уже было негде. Тяжелая строительная техника уничтожила все, что могло указывать на наличие каких-либо археологических объектов. Может их и не было – ведь, наверное, подписывали государственные органы охраны культурного наследия землеотвоотвод? Очень интересно было бы узнать, кто из специалистов выезжал на место и проводил обследование. Мы не спорим – центр оптовой торговли, подобный METRO, Луганску нужен. Да и обещанные материальные блага городу лишними не будут. Все-таки, способ, которым хозяева METRO достигают желаемого результата, скрытность действий городских властей, явное несоответствие построенного торгового комплекса элементарным экологическим нормам вызывает массу вопросов. Каким образом новый Луганский городской голова решит эти вопросы, насколько цивилизованный выход он найдет из сложившейся непростой ситуации? Думаю, что, учитывая постоянный интерес общественности, все эти проблемы уже не будут "решаться" на уровне кабинетных договоренностей. А природа – она не унывает. Прямо у забора METRO зацвел шиповник, а рядом с отвалами земли зреет земляника… Алекс Сумкин |
|
Вечерний Луганск, № 23 (284), 8 июня 2006 г. |